Двигатель заводится, но работает неудовлетворительно.
(жалобы на ухудшение ездовых качеств: общая потеря тяги, подергивания, внезапные провалы, вялый разгон и др.).

Двигатель не заводится

  В данной статье я попытаюсь изложить свою диагностику  при указанных выше жалобах на примере карбюраторной девятки. То, что при подобных жалобах виновным оказывается эл/оборудование факт не стопроцентный, но очень вероятный. Выяснится это в конечном итоге, а начать надо со следующего:
Причины относящиеся к электрике из-за которых нарушается работа двигателя и ухудшаются ездовые качества:
Жалоба Вероятная причина
Неизменная потеря тяги ("не едет"), дергания, повышенный расход бензина Перебой
Подергивание только под повышенной нагрузкой Свечи (дают пропуск в искрообразовании при повышении компрессии)
Вялый разгон Позднее зажигание, неисправен (заклинило) центробежный регулятор трамблера
Неустойчивый холостой ход Слишком мал (велик) зазор на свечах, люфты в трамблере, раннее зажигание, перебой, подсос воздуха (обеднение смеси)


Обнаруживаем и устраняем перебой.
Здесь, во избежание путанницы, давайте сразу определимся с терминами. Иногда перебоем называют неустойчивую работу двигателя на холостом ходу. На мой взгляд - это частный случай перебоя, и не всегда в неустойчивом ХХ повинен перебой.  Перебоем же вообще я буду называть взбрыкивание (подрагивание) двигателя при резком открытии дроссельных заслонок, которое сопровождается глухим рокотом (что-то от "запорожца"). Перебой происходит при понижении крутящего момента создаваемого каким-либо из цилиндров по отношении к другим  (причины могут быть электрического и неэлектрического характера). В общем случае, наличие перебоя сопровождается жалобами на сильную потерю тяги, дергание, повышение расхода бензина.
Если подобное имеет место, то переходите к изучению искры на работающем двигателе. Для этого, не заводя двигателя снимите провод с любой свечи (удобнее первый) и оттяните резиновый колпак так, чтобы металлический наконечник вылез наружу. Одевайте провод обратно на свечу и заводите двигатель.
Важное отступление!   Как безопасно (для себя и для оборудования) наблюдать искру на работающем двигателе. Существует мнение, что на БКЗ нельзя проверять искру снятием провода со свечи. Это не совсем так. Нельзя увеличивать видимый воздушный зазор более 8-10мм. Чем больше будет зазор, тем больше шансов получить удар в руку или повредить оборудование (скорее всего коммутатор - рвется где тонко).
Если хотите вовсе удалить искру со свечи (проверка цилиндра на реакцию), то следут мгновенным движением руки прижать наконечник к головке блока (безопасное массирование).   Возврат провода на свечу производить так же быстро.
1) проверяем реакцию искры на различные манипуляции.
Двигатель работает на ХХ, капот открыт, вы присели на корточки (зависит от роста :о)).
Взявшись правой рукой за резиновый колпак снимаем провод со свечи и удерживаем наконечник провода  в 5-6мм от наконечника свечи. Смотрим на искру. Искра должна бесперебойно бить в свечу. Недопустим даже кратковременный пропуск в искрообразовании. Если пропусков нет, немного увеличиваем зазор (до 8-10мм) и опять проверяем искру на пропуск. При положительном результате проверок на ХХ переходим к проверке искры в режиме набора оборотов. Для этого левой рукой делаете резкие надавливания-отпускания на тросик газа различной глубины и опять проверяете искру на пропуск. Критерий тот же - пропусков быть не должно. Пропуски, обычно, бывают вызваны неисправностью катушки зажигания, главного провода, бегунка, коммутатора. Если пропусков не обнаружено а двигатель по-прежнему "троит" (синоним перебоя), то переходите к
2) проверке цилиндров на реакцию.
Для этого придется оголить все четыре наконечника. Режим работы двигателя - ХХ. Массируем каждый провод по очереди и следим за изменением оборотов двигателя. При массировании провода неработающего цилиндра обороты двигателя не изменятся ( или изменятся незначительно). При наличии  бесперебойной искры и в случае нулевой реакции неисправна свеча или отсутствует компрессия. Если реакция есть, но она меньше чем в других цилиндрах, то скорее всего компрессия занижена. В любом случае, чем сильнее при массировании провода снижаются обороты, тем меньше подозрений вызывает исследуемый цилиндр.
Примечание: после того как я соорудил осциллограф, перебой диагностирую более цивильно.

Проверяем работу трамблера (жалобы на потерю приемистости, повышенный расход бензина, изменяюшийся ХХ).
Некоторые считают, что если в трамблере девятки нет контактов, то и смотреть там нечего. Это совсем не так. Посмотрите в таблицу:

Жалоба Вероятная причина (по трамблеру)
Неустойчивый холостой ход 1. Ослабли или выпали винты крепящие опорную пластину подшипника;
2. люфт в запрессовке вращающегося экрана датчика Холла;
3. люфтит пластина с грузиками на трамблерном валике;
4. грузики не поджаты из-за ослабления пружин;
Обороты ХХ не возвращаются в исходное состояние (по тахометру или на слух) после отпускания педали газа
Подергивание при трогании с места, или в движении при каждом нажатии педали газа после переключения скоростей
Вялый разгон ("тупая"), повышен расход бензина 5. Экран датчика Холла на который центробежные грузики передают сдвиг опережения заклинило (заржавел) на трамблерном валике;
Невыразителен рывок (начало разгона) 6. Пробита мембрана вакуумного регулятора опережения

Пункты 1 и 6 можно проверить не снимая трамблера.

Советы | FAQ | Типовые поломки | Главная |