Реле контроля исправности тормозных ламп.

Автоэлектрик для всех.

Обоснование:
Важность исправности тормозных ламп очевидна. Также очевидно и то, что в отличие от других ламп, проверка тормозных в одиночку затруднена. Точнее сказать, лампы можно проверить и самому, да целостность ламп вовсе не означает что они загораются при нажатии педали, т.к. отказ в задних фонарях от нарушения контактов происходит гораздо чаще, чем отказ от перегорания ламп. Говорю это как автоэлектрик занимающийся ремонтом (далее "черный" список по поднятой проблеме) девяток, Газелей, семёрок, копеек, Нив и т.д.  Предлагаемое реле избавит Вас от необходимости просить кого-либо нажать на педаль, или вглядываться в стену при парковке. Последнее и вовсе проблематично на грузовых автомобилях (например, на Газелях).

и назначение: 
Оповещение водителя о неисправности в цепи тормозных ламп: плохой контакт, обрыв провода, замыкание на массу или какая-либо другая неисправность вызывающая незагорание хотя бы одной лампы (тем более - двух). Контроль состояния цепи происходит в автоматическом режиме и независимо от воли водителя. Те, у кого похожая функция реализована штатно, наверняка, оценили сервис.

Применяемость:
На автомобилях, имеющих напряжение бортсети 12в с минусом на массе, где в качестве тормозных ламп используются две лампы по 21Вт каждая (одно- или двухконтактные).

Подключение (для автомобилей без АБС):
rele.gif (12005 bytes)

К выводу "зажигание" подключать плюс от зажигания, защищенный штатным предохранителем, хотя реле имеет и собственную защиту. Если на щитке приборов не окажется свободной лампы, то можно использовать какую-либо из штатных, развязав цепи диодами или врезать в удобном месте дополнительную. Главное, чтобы индикаторная лампа была на 12в и мощность в пределах 0,5 - 4Вт. Этому условию отвечает любая из ламп приборного щитка на всевозможных автомобилях. Светодиод в качестве индикатора не подходит.

Описание работы реле:

Реле имеет выход 12в на индикаторную лампу. По поведению этой лампы делается вывод о состоянии тестируемой цепи.
контроль исправности ламп (проверяется цепь от выхода лягушки до ламп включительно):
Тестирование тормозных ламп происходит всякий раз при включении зажигания. Если они исправны, то индикатор загорается и гаснет (этим также проверяется исправность самого индикатора и реле). При перегорании хотя бы одной тормозной лампы, или нарушении контакта на ней, индикатор не погаснет и будет гореть все время пока включено зажигание, напоминая водителю о необходимости принятия мер. После устранения неисправности индикатор начнет гаснуть вновь.
контроль наличия питающего напряжения ламп (проверяется исправность цепи до "лягушки" включительно):
Независимо от положения ключа в замке зажигания, при нажатии тормозной педали индикатор загорается, и гаснет - при отпускании педали. Разумеется, индикатор не загорится если по какой-либо причине не поступает напряжение на лампы (сгорел тормозной предохранитель, испортилась тормозная "лягушка" и т.д.), или в цепи ламп короткое замыкание.
Кстати, замечу что штатное вазовское реле БСК (работающее в паре с комбинацией высокой панели) не обнаруживает перегорание тормозного предохранителя. Можете в этом убедиться удалив предохранитель - результат тестирования будет по-прежнему успокаювающим.
Таким образом, реле позволяет контролировать не только исправность самих ламп, но всю цепь их включения и облегчает поиск при возникновении отказов.

Характеристики:
В реле применен способ тестирования "по касательной", благодаря чему реле не выходит из строя при коротком замыкании в проверяемой цепи. Последним грешат штатные реле контроля, которые тестируют цепь "на проходе". Реле построено на аналоговой элементной базе без применения микросхем. Набор из 12 обычных радиодеталей по ценам волгоградского рынка составляет 30 рублей.

Вот здесь лежат доки - скачивайте, и собирайте в свое удовольствие. В девайсе обнаружился конструктивный баг, а дорабатывать неохота, т.к. мой интерес к этому проекту давно угас. Поэтому решил выложить как идею, может кому охота будет поковыряться. Ну, а если таковых не найдется, то пополним кладбище интернет-проектов еще одним покойничком :о)
Подноготная трабла в том, что в предложенной схеме малогабаритное реле срабатывает от постепенно нарастающего напряжения, что не рекомендуется (однако, работало). Для надежного срабатывания реле рост напряжения должен быть скачкообразным, с крутым фронтом. Баг выползал почему-то не сразу, а после некоторого периода эксплуатации.